воскресенье, 23 сентября 2012
Впечатления от прочитанного
Книгу Натальи Резановой я прочел с подачи одной из своих ПЧ. Причиной послужил спор о различии женской и мужской прозы, особенно о соотношении в них рассудочного и эмоционального начал. Я доказывал, что женщины эмоциональнее мужчин, ну а мы, соответственно, более рациональны.
"Далеко не всегда", - ответили мне и обещали принести книгу, которая бы опровергла мое утверждение. И принесли вот этот самый том - "Игру Времен".
А теперь небольшое отступление. Вот скажите мне, о чем думают художники, иллюстрируя книги? Как вам этот герой, который стоит в позе балеруна и в доспехах, судя по всему, на голое тело?

Но с другой стороны, что я жалуюсь? Бывает и хуже.
читать дальшеИ еще, отступление номер 2 - о добросовестности издателей. В аннотации к книге сказано, что "Игра Времен" это фантастический роман. Дальше идет собственно аннотация. Она стоит того, чтобы привести ее полностью. Вот:
"Жестокий мир, где слабый обречен изначально.
Мир, где женщине трудно, практически невозможно выжить в одиночку... если, конечно, она не умеет сражаться подобно мужчине или не носит в себе Силы колдовского дара.
Однако в этой девушке, хрупкой телом, но сильной духом, магической Силы хватит на десятерых.
Она верит, что сможет не только выжить, но и подчинить себе обстоятельства. Она полагает, что будет защищать Свет от Тьмы, Добро - от Зла.
Одного только не понимает еще юная ведьма - Свет далеко не всегда является Добром, Тьма - Злом..."
Эффектно, правда? Вот только все это не имеет ни малейшего отношения к реальности. Во-первых, никакого романа "Игра Времен" нет, а есть сборник рассказов, в которых действие происходит от раннего средневековья до эпохи космических полетов, и объединенных лишь одним вымышленным миром. Во-вторых, аннотация имеет некоторое, именно - некоторое отношение, ко второму пункту содержания книги: повести "Княжеская ведьма". Кстати, это ведьма по сути ведьмой вовсе не является. Ну а еще в книге есть повесть "Крепость спасения".
А теперь собственно о произведениях книжки.Чем дальше я читал книгу, тем больше у меня возникало ощущение чего-то странного. Нет, каждое произведение в отдельности не вызывало ощущение странности, но вот собранные вместе... Сначала я не мог разобраться, в чем дело, но постепенно до меня дошло. Есть произведения, которые могут написать и мужчины, и женщины. Есть те, которые могут выйти из-под пера (клавы) только мужчин или только женщин. Книгу "Игра Времен" мужчина не смог бы написать никогда, но эта женственность явно не та женственность, которая могла бы вызвать мою симпатию. Для героинь Натальи Резановой чувства, это нечто досадливое и ненужное, а зачастую и просто разрушительное. Героини Резановой предельно рациональны, они циничны, и не важно, прожили ли они тысячу лет или всего семнадцать. Они вызывающе надменны, а их отношение к мужчинам... нет, они их не то, чтобы не любят, но как правило, не снисходят к ним. Да и мужчины, это либо тупые и жестокие животные, либо ничтожества. Редкие исключения излишне абстрактны, либо просто никакие. Чудовищ надо уничтожать, остальным можно покровительствовать, что и делают героини. Из всех существующих чувств героини рассказов и повестей автора сохранили в основном ненависть, которая посещает их на удивление легко. Столько же легко приходит к ним желание мятежа. При этом без разницы, идет ли речь об ученой монахине или юной дочери оружейника. Мятеж - наше, то есть их, все! Моральные муки персонажей как правило не посещают, а если и посещают, как героиню повести "Княжеская ведьма", то эти муки в большей степени напоминают риторические экзерсисы, не более того.
Ну а какие эти героини внешне? Вы не поверите, но женское желание быть красивым им явно не свойственно. Вообще, у Резановой красивые женщины или дуры, или такие стервы, что держись! Наверное, в этом тоже есть нечто женское, желание прослыть не красивой, но умной, но всему же есть мера...
Эмоционально героини Резановой абсолютно глухи. Надо прочувствовать потрясение одной из героинь, когда до нее доходит, что находящаяся рядом красавица, вовсе не собирается начинать какую-то политическую игру, а мечтает выйти замуж... вы не поверите, какой кошмар - по любви! Для "ведьмы" Карен, она не просто дура, она "бедная Пасифая"! А этой Карен, удивляющейся "бедной Пасифаей" всего 17 лет. Та же Карен говорит взрослому мужику, соглашаясь пойти на службу, "Только без глупостей". Ничего себе - юная девица. Но она не одна такая. Все эти героини Резановой, как бы они не различались, говорят и думают совершенно одинаково. Да, они очень умны, предельно рациональны, но это ум паталогоанатома, правда, без свойственного последним очаровательного цинизма. То есть цинизм есть, а вот очарованья нет. Героини книги так лелеют свою волю и независимость, что в какой-то миг их даже становится жалко. Пожалуй, самым точным выразителем всего тома можно посчитать рассказ "Кошки-мышки" (главной героиней которого является монахиня). Так вот, как и героиня рассказа сестра Схоластика, все героини Резановой в игре кошки-мышки согласны быть только кошкой. И вот тут, посмотрев на имя героини, меня вдруг осенило. Мне показалось, что это имя в большей степени говорящее, чем может показаться. Разум, схоластика, риторические упражнения... Да, произведения Резановой очень рациональны, но это разум схоластический, не в том, высоком смысле этого слова, а в смысле уже позднем, в смысле увядания.
Есть тексты, написанные инфантилами для инфантилов. Есть тексты юности. Есть тексты зрелые. А тексты Натальи Резановой оказались старческими. Это отсюда идет "Бедная Пасифая". Проблема героинь Резановой не в том, что по молодости лет они еще что-то не успели узнать. А в том, что по непонятной игре природе, они о многом уже забыли. В том числе и о том, что у людей есть чувства. У них же остался только рассудок и игра в кошки-мышки.
Короче, перефразирую Гёте:
Мертва схоластика, мой друг,
А древо жизни пышно зеленеет.....
Поскольку мне опять попались рассуждения о творчестве писателей женщин фентезистов, обновляю свой отзыв. Это о том же....
@темы:
рецензия,
фантастика
Понимаешь, вот это постоянное подчеркивание разума и отрицание чувств обычно свойственно не 17-летним девчонкам, а старым пожившим людям. Либо мне придется признать, что автор не знаком с молодежью, либо признать, что сам автор по духу стар. Хотя я посмотрел в сети, автору всего 51, не так уж и много. Но эта "бедная Пасифая" меня сразило. От этой фразы разило старостью за километр!
С чего вы так решили? Просто я считал, что женщины более эмоциональны чем мужчины, не случайно же многие женщины жалуются, что мы толстокожие. Здесь же мне доказали, что ситуация бывает прямо противоположной. Не могу сказать, что мне такой вариант понравился, но я признал, что и такое бывает.
И почему это нельзя сказать "Бедная Пасифая"? Что в этом плохого?
Вы помните, в чем была проблема Пасифаи? Она влюбилась в быка, а это, простите, извращение. Героиня же повести "Княжеская ведьма" просто влюбилась. Ну да, ГГ тот персонаж ненавидела, но в принципе ничего особо страшного в нем не было, так зачем было приравнивать нормальную любовь к извращению? Я так понял, что для ГГ любая любовь к конкретному человеку и есть извращение, но тогда они либо ненормальная, а этого не скажешь, либо в духовном плане такая старая, что забыла, какими бывают обычные человеческие чувства.
Вы что-то имеете против женщин?
Что вы, женщины наше счастье
Просто я считал, что женщины более эмоциональны чем мужчины,
Посмеялась от души.
На самом деле этот отзыв очень "правильный" в том смысле, что такое ощущение и должны эти вещи вызывать у мужчин. Моя любимая вещь у Натальи - "Княжеская ведьма". Обычно мужчины, прочив ее, лезут на стенку с криками: "дура, он ее полюбил, уродину, а она не оценила!"
А если "Пасифая" хочет выйти замуж за этого морального урода, то что еще можно сказать по этому поводу? Ну дура она, раз ей любовь глаза застила.
Что ж, сборник сделал свое дело, я рада.
Кстати, автор ни к рисунку на обложке, ни к аннотации в современном книгоиздании отношения не имеет. Никогда.
Но ладно, ее можно было бы счесть калекой, она сама говорила, что души у нее нет, но что делать с другими персонажами? С сестрой Схоластикой, с Черной Вероникой, с Жанной Арден? В отдельности эти истории еще ничего, но вместе создают ощущение чего-то разрушительного.
Моя любимая вещь у Натальи - "Княжеская ведьма".
Ну, не знаю, как тут можно что-то любить, но мне показалось, что самая идеальная по идеологии сборника вещь это "Кошки-мышки", коротко и предельно ясно.
Кстати, автор ни к рисунку на обложке, ни к аннотации в современном книгоиздании отношения не имеет. Никогда.
Об этом я догадался
Ну тут дело просто в разности мировоззрения, или как еще это обозвать. Ну не способна она на любовь - ну и что? Вон, люди в монахи уходят, от мира отрекаются - и что с ними теперь делать? А Карен не ушла в монахини, но по ощущениям она где-то близка к этому. Мне как раз кажется странным такое внимание к одному чувству. "Ой. она не умеет любить - она плохая, а Линетта любит - она образец женщины". Але, Линетта любит чудовище, которое идет по трупам, что тут хорошего? Что она дура безмозглая? Это ее достоинство? Или для женщины мозги вообще не обязательны - главное любить мужчину? По мне. так никакая любовь не отменяет необходимости думать, кто перед тобой. А то и Гитлера можно оправдать - любила же его Ева Браун.
Нет, Карен очень далека от этого. Это одна из ее служанок по восторженности болтает о великом служении, а Карен ей отвечает, что души у нее нет, и я ей как-то верю. Кстати, монахини и монахи любить как раз могут, отказ от плотской жизни не означает отказа от чувств. У Карен же их просто нет, она калека не только телесно, но и духовно.
Линетта вовсе не образец женщины, просто она обычная женщина. Пусть не слишком умная, но строго говоря, при ее воспитании вряд ли есть возможность натренировать ум. Ее готовили к замужеству, она увидела героя и влюбилась в него. В общем, кого первого увидела, в того и влюбилась. Это не показатель того, что она набитая дура, это особенность воспитания.
Или для женщины мозги вообще не обязательны - главное любить мужчину?
Мозги нужны всем, но в данном случае речь не об этом. Дело не о любви к мужчине, дело вообще в любви. Героини Резановой, по крайней мере в книге "Игра Времен", других я не читал, любить не умеют, ни мужчину, ни вообще кого-то. Они умеют покровительствовать, а это совсем другое. Хотя, забыл, одна героиня все же любит, но это в повести, которая показалась мне слабой, в "Крепости спасения".
А то и Гитлера можно оправдать - любила же его Ева Браун.
А я пытаюсь оправдать Тогрерна? Да плевать мне на него! Поскольку автор не особенно старалась его изобразить, читать о нем неинтересно, как и о других мужчинах. Меня удивляют женщины, в которых нет ничего женственного.
Меня удивляют женщины, в которых нет ничего женственного.
А что есть "женственное"? Уж тогда надо начать с терминологии. Я вот не считаю, что в них нет ничего женственного, я их прекрасно понимаю. Просто-таки без всяких усилий. А Линетту я считаю дурой не от недостатка образованности, а просто по жизни. Вот она - прелесть какая дурочка, мужчины таких очень любят, ибо на их фоне себя мужчинами и чувствуют.
Однако женщины бывают разные. Говорить, что должны быть такие-то и такие-то качества - это все равно, что требовать среднюю температуру по больнице. И мужчины бывают разные. Мало того, и вкусы у всех разные. Одному нравится Линетта, а другому - мать Схоластика. Между прочим, именины 10 февраля - дева и учитель Церкви.
И мне кажется, мы по-разному трактуем слово "любовь". Или же произошла подмена понятий. Или же я вообще не понимаю, о чем идет разговор.
Может быть.
Я последним куском
Поделюсь с подлецом,
С вором, шлюхой, бродягой,
Но не с дураком.
Я жулью и отребью
Предоставлю свой кров,
И с доносчиком выпью,
Коли надо, без слов,
С наглецом и лжецом,
С бессердечным скотом.
Только не с дураком,
Только не с дураком...
Может быть, это можно назвать дамско-шовинистической литературой?
С другой стороны, я не читал, врать не буду, просто примерно представляю подобное течение с настроениями.
На мой взгляд, хорошая литература вообще не может быть шовинистической, ни с какой стороны.
А вообще, давно у меня зреет задумка, фэнтези, конечно. Пока не знаю, будет это повесть или серия, с главным героем - дамой. Ну, специфической, конечно. И в задумке она вполне цинична... хотя не знаю, можно ли это так назвать. Она вообще довольно доброжелательная личность, просто стратег, профессиональный. Но ни она никого на свою сторону не переманивает, ни себя не пытается пристроить. Ей просто нравится быть такой, какая есть, и ее отмазка, когда ее вопрошают о личном счастье: "нормальных и "счастливых" кругом полно, а я такая одна - почему это должно меня беспокоить?"
Самое смешное, что в других книгах у Натальи женщины другие. Разные. И с любовью там все нормально. Но вот "Княжеская ведьма" мне очень нравится именно нестандартностью сюжета. Потому что он необычный. Можно сказать, он один такой.
Насчет задумки - вот просто замечательно, если получится!!! Женщина как самостоятельная единица, самодостаточная, но без перекосов в ту или другую сторону 9а то либо чайлдфри, либо кухня с кирхой).
Мы спорили о различиях в мужском и женском восприятии мира, в том числе в прозе и мне принесли книгу не как пример рациональной литературы, а как пример женской литературы, где чувства далеко не главное и, скажем так, вообще имеют второстепенное значение. В результате я почти ужаснулся.
Кстати, вот объяснения, почему две героини из книжки стали мятежницами. Первая - монахиня (рассказ "Кошки-мышки"):
"Я наблюдала за теми, кому принадлежала верховная власть, и Боже всемилостивый, до чего они были ничтожны со своей жестокостью, своим развратом, жадностью и полнейшей неспособностью к разумным решениям! И они стали мне противны, и я захотела их гибели и, когда начался мятеж, перебежала к бунтовщикам. Они также были жестоки и беспощадны, темные дикие люди, невинные в своей жестокости, как малые дети, и, как дети, способные только разрашать. Я могла быть довольна. Я познала мудрость власти и мудрость бунта" (А кто-то тут еще недоволен Торгерном).
Вторая - горожанка. (рассказ "Двойная петля")
"Восстание "черных". Это комментаторы правильно отметили. Что было, то было. после гибели брата я осталась одна. Они черные и я Черная, сам Бог велел мне быть с ними, решила я. Мне было семнадцать лет. Конечно, это был рискованный шаг, но и я была не овечка, а если уж быть овцой, то черной.
Год спустя я была среди главных. Я говорила, жизнь тогда была короткой, взрослели рано, но и тогда это была молодость. Я, как бы теперь выразились, осуществяла руководство армейской разведкой".
Неплохо, правда? И дело не в том, что я считаю женщин на это неспособными, вспомним Жанну д'Арк, но у Жанны было основание. А здесь? Одной стало скучно, другая решила, что сходство фамильного прозвища с прозванием бунтовщиков основание, чтобы к ним присоединиться. И полилась кровушка. А мужики сволочи)
Может быть, это можно назвать дамско-шовинистической литературой?
Может быть.
То есть героини проецируются на личность автора. Мило. Это все равно, что роли проецировать на актера.
Кстати, я не поняла, почему бы героине в 17 лет не увлечься темной стороной силы. Может, она гот - средневековый.
почему бы героине в 17 лет не увлечься темной стороной силы. Может, она гот - средневековый.
Нет там никакой темной стороны в духе "Звездных войн" или готов.
Самое смешное, что в других книгах у Натальи женщины другие. Разные. И с любовью там все нормально.
Я этого не читал, я читал только "Игру Времен", так вот, она производит не лучшее впечатление. Это надо очень постараться, чтобы собрать под одной обложкой столько агрессии.
Кстати, интересная мысль!
Анри д_Ор Вообще, насчет эмоциональности - почва довольно зыбкая. Мне в описанном мерещится очень большая эмоциональность. С другой стороны, и мужчины на самом деле эмоциональны ой-ой-ой, только проявляется это все в несколько разных аспектах и с разными акцентами. Пропускается через разные фильтры
Но насчет "не всегда" - это все-таки точно. Все на свете "не всегда"
Кстати, интересная мысль
Бранд , разве что по одежде) Ходит в черном.
Но насчет "не всегда" - это все-таки точно. Все на свете "не всегда" )
Это точно!
Я вижу очень сильное предубеждение, и это явно связано с каким-то личным жизненным опытом. А поскольку он у всех разный, то я в тех же самых текстах вижу совсем другое. Ну то есть абсолютно. Поэтому переубеждать не собираюсь, ну будет она теперь для вас исчадием зла - аминь.
Понимаешь, я вообще плохо понимаю агрессивность, точнее, я понимаю ее когда надо кого-то защитить, а противник сильнее, тут уж просто стискиваешь зубы и идешь напролом. Но агрессивность этих конкретных героинь частенько беспричинна. Я не отрицаю, у Карен или Дейны из рассказа "Лесная и оборотни" были основания ненавидеть врагов, но какие причины для агрессии были у Схоластики или Вероники? Я правда не понимаю. Я не понимаю истоков циничности героинь. Для меня это все какая-то другая планета.
И потом, какое исчадие зла, если мне этих героинь даже жалко?
Не, на такие темы надо говорить при личном общении и очень долго, потому что тут столько тонкостей и всяких поворотов мыслей, что просто ужас. Я уже не один раз на это налетала. По интернету такие сложные разговоры не получаются.
Ну про исчадие зла - это я так, обобщая, потому что уж очень рецнензия мрачная. Но одно я повторю: я вижу этих героинь совсем по-другому. Правда, парочку рассказов я читала давно и помню смутно, но остальных помню и никак не могу понять, что в них такого ужасного. А не могу - потому что личный опыт у каждого свой, что одному кажется ужасом, того другой даже и не заметит. Вот поэтому мы тут никак и не можем понять логику друг друга.
Ты их в сети читала, отдельно друг от друга? Так я же сказал, что по отдельности все кажется нормальным, но собранное под одной обложкой производит разрушительное впечатление.
В какой сети? Мне их Наталья давала в свеженаписанном виде.
Ну, может, если вместе, да под настроение... тогда да. Ну почитай что ли "Золотую голову", или не читай...
Понимаешь, тот, кто составлял сборник "Игра Времен" оказал автору очень дурную услугу, потому что такое собрание произведений веселого вгонит в тоску, а печального уморит.
Ну почитай что ли "Золотую голову",
Может, когда-нибудь позже, но явно не сейчас. После такой книги надо сделать паузу и прочесть что-нибудь оптимистичное.
Во-первых, "Золотая голова" вполне оптимистична, я уж не говорю про "Кругом одни принцессы", а во-вторых, если ты читал "Арчеты", то у нее там в каждом номере по статье. Я обязательно просила ее давать материалы. Опять же, "Славные подруги", если ты видел выпуски - это был ее проект.
Нари , ну если так, подумаю
во-вторых, если ты читал "Арчеты",Опять же, "Славные подруги", если ты видел выпуски
Видеть я их видел, в библиотеке КЛФ, но мне как-то не приходило в голову это читать
В былые времена я "Арчеты" издавала... а потом мы все перебрались в интернет.