Первый раз это имя встретилось мне в художественной литературе. Это была книжка Ф. Малле-Жорис "Три времени ночи: Повести о колдовстве". Жан Боден был одним из главных персонажей третьей повести. Занимался он тем, что допрашивал "ведьму" и делал все, чтобы отправить ее на костер. Отправил, кстати. В комментариях было сказано, что история реальна, а Жан Боден был гуманистом, отличался веротерпимостью, но как и всякий человек своей эпохи, был сложной личностью. Сказать, что я был потрясен, значит, ничего не сказать.
Следующее упоминание о Бодене настигло меня опять же в художественной литературе и там же оказался список использованных книг, где встретился и Боден. Я понял, что с этим человеком надо познакомиться поближе.
Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха г. Анже, то ли 1529, то ли 1530. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Потом он занимался изучением гражданского права в Академии Тулузы — одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии некоторое время преподавал в ней. Интересно, что позднее в чем только Бодена не обвиняли: в том, что он не имел права жениться, так как принял постриг, в том, что его мать была из крещеных евреев (а вот Монтеня в этом не обвиняли, хотя в отношении его это было правдой), в том, что он тайный гугенот, иудей и чуть ли неверующий. Впрочем, Боден неоднократно высказывался за религиозную терпимость, что в условиях гражданской войны многих раздражало.
В 1561 году Боден отправился в Париж и занялся адвокатской практикой. А в 1566 году он стал знаменит, опубликовав книгу «Метод легкого познания истории». Благодаря этой книге, а также вышедших позже «Шести книгах о государстве», Бодена считают основателем науки о политике и государстве - политологии. Государство он считал высшим развитием истории человечества, а идеальной формой правления - монархию. Демократию он расценивал однозначно - это мерзость, так как «народ - это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это все равно, что спрашивать совета у безумного». Так что лучшая форма правления это наследственная монархия, так как при монархии выборной есть опасный период междуцарствия. Почему, правда, Боден не заметил такой опасности в наследственной монархии, как дурак или мерзавец на троне, мне непонятно.
Кстати, в идеях государственности Боден полемизировал и с Аристотелем, и с Монтенем, которые считали, что цель государства – это достижение счастья людей. Какое счастье, вы о чем? Цель государства – это польза, спокойствие и торжество добродетели. А Монтень с точки зрения Бодена, человек легкомысленный, хотя и симпатичный (эти два человека много лет переписывались).
А теперь немного о представлениях Бодена об истории. Наверное, он был первым, кто обратил внимание на климат, как один из факторов исторического развития. Но во многих вещах он проявлял себя человеком фантастически ограниченным, что очень странно для эпохи. К примеру, я так и не смог понять, почему многие реальные проявления человеческой выдержи и доблести он считал пустой выдумкой, о чем спорил с тем же Монтенем. Такое ощущение, что он просто не мог понять, во имя чего можно рисковать жизнью. Еще Боден заинтриговал меня утверждением, что до принятия христианства гербом франкских королей были три жабы, но вот откуда он это взял - неизвестно. Он никак это не разъяснил, а жаль.
Во время Варфоломеевской ночи жизнь Бодена подвергалась реальной опасности, и он с трудом избежал ареста, как неблагонадежный человек. Зато с воцарением Генриха Третьего у него на некоторое время начался период процветания. Генриху нравилось рассуждать с ним о добродетели, но потом эти беседы прекратились, так как Боден позволил себя критику в адрес короля. Боден вошел в кружок людей, которые неодобрительно относились как к католической, так и к протестантской партиям. Их стали называть «политиками» и группировались они вокруг Франсуа Анжуйского. Боден очень быстро стал своим человеком при его дворе и везде его сопровождал. Но стоило Франсуа умереть и что, по вашему, сделал Боден? Да он отправился прямиком в Святую католическую Лигу!
Это был не единственный потрясающий финт Бодена. Юрист, политик и ученый свято верил в существование ведьм и колдунов и в 1580 г. выпустил книгу «Демономания колдунов», где пытался с научной точки зрения обосновать наличие колдовства и гордо утверждал, что с его подачи было сожжено около 200 ведьм (это в 1580, а сколько же всего?). По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

В 1587 году Боден унаследовал должность генерального прокурора Лаона (Лана) и, как он уверял, никогда не шел против своей совести. Правда, у меня тут возникли сомнения, либо же совесть Бодена была очень гибкой. Посудите сами. Человек, отличающийся веротерпимостью, выпускает памфлет «Почему я лигист», в котором клеймит короля Франции, а также проклинает его наследника Генриха Наваррского. Что стало с его веротерпимостью? Что стало с представлениями о сильной королевской власти? Памфлет, между прочим, выдержал 11 изданий. Потом Боден оправдывался тем, что это был не памфлет, а частное письмо, которое опубликовали без его разрешения. Еще бы! Ведь оправдывался он при короле Генрихе Четвертом, хотя тот ему и не мстил.
Боден дважды избирался мэром Лаона, и умер в 1596 году в этом городе от чумы.

Следующее упоминание о Бодене настигло меня опять же в художественной литературе и там же оказался список использованных книг, где встретился и Боден. Я понял, что с этим человеком надо познакомиться поближе.
Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха г. Анже, то ли 1529, то ли 1530. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Потом он занимался изучением гражданского права в Академии Тулузы — одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии некоторое время преподавал в ней. Интересно, что позднее в чем только Бодена не обвиняли: в том, что он не имел права жениться, так как принял постриг, в том, что его мать была из крещеных евреев (а вот Монтеня в этом не обвиняли, хотя в отношении его это было правдой), в том, что он тайный гугенот, иудей и чуть ли неверующий. Впрочем, Боден неоднократно высказывался за религиозную терпимость, что в условиях гражданской войны многих раздражало.
В 1561 году Боден отправился в Париж и занялся адвокатской практикой. А в 1566 году он стал знаменит, опубликовав книгу «Метод легкого познания истории». Благодаря этой книге, а также вышедших позже «Шести книгах о государстве», Бодена считают основателем науки о политике и государстве - политологии. Государство он считал высшим развитием истории человечества, а идеальной формой правления - монархию. Демократию он расценивал однозначно - это мерзость, так как «народ - это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это все равно, что спрашивать совета у безумного». Так что лучшая форма правления это наследственная монархия, так как при монархии выборной есть опасный период междуцарствия. Почему, правда, Боден не заметил такой опасности в наследственной монархии, как дурак или мерзавец на троне, мне непонятно.
Кстати, в идеях государственности Боден полемизировал и с Аристотелем, и с Монтенем, которые считали, что цель государства – это достижение счастья людей. Какое счастье, вы о чем? Цель государства – это польза, спокойствие и торжество добродетели. А Монтень с точки зрения Бодена, человек легкомысленный, хотя и симпатичный (эти два человека много лет переписывались).
А теперь немного о представлениях Бодена об истории. Наверное, он был первым, кто обратил внимание на климат, как один из факторов исторического развития. Но во многих вещах он проявлял себя человеком фантастически ограниченным, что очень странно для эпохи. К примеру, я так и не смог понять, почему многие реальные проявления человеческой выдержи и доблести он считал пустой выдумкой, о чем спорил с тем же Монтенем. Такое ощущение, что он просто не мог понять, во имя чего можно рисковать жизнью. Еще Боден заинтриговал меня утверждением, что до принятия христианства гербом франкских королей были три жабы, но вот откуда он это взял - неизвестно. Он никак это не разъяснил, а жаль.
Во время Варфоломеевской ночи жизнь Бодена подвергалась реальной опасности, и он с трудом избежал ареста, как неблагонадежный человек. Зато с воцарением Генриха Третьего у него на некоторое время начался период процветания. Генриху нравилось рассуждать с ним о добродетели, но потом эти беседы прекратились, так как Боден позволил себя критику в адрес короля. Боден вошел в кружок людей, которые неодобрительно относились как к католической, так и к протестантской партиям. Их стали называть «политиками» и группировались они вокруг Франсуа Анжуйского. Боден очень быстро стал своим человеком при его дворе и везде его сопровождал. Но стоило Франсуа умереть и что, по вашему, сделал Боден? Да он отправился прямиком в Святую католическую Лигу!
Это был не единственный потрясающий финт Бодена. Юрист, политик и ученый свято верил в существование ведьм и колдунов и в 1580 г. выпустил книгу «Демономания колдунов», где пытался с научной точки зрения обосновать наличие колдовства и гордо утверждал, что с его подачи было сожжено около 200 ведьм (это в 1580, а сколько же всего?). По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

В 1587 году Боден унаследовал должность генерального прокурора Лаона (Лана) и, как он уверял, никогда не шел против своей совести. Правда, у меня тут возникли сомнения, либо же совесть Бодена была очень гибкой. Посудите сами. Человек, отличающийся веротерпимостью, выпускает памфлет «Почему я лигист», в котором клеймит короля Франции, а также проклинает его наследника Генриха Наваррского. Что стало с его веротерпимостью? Что стало с представлениями о сильной королевской власти? Памфлет, между прочим, выдержал 11 изданий. Потом Боден оправдывался тем, что это был не памфлет, а частное письмо, которое опубликовали без его разрешения. Еще бы! Ведь оправдывался он при короле Генрихе Четвертом, хотя тот ему и не мстил.
Боден дважды избирался мэром Лаона, и умер в 1596 году в этом городе от чумы.

То, что он не умел понять смысла жертвования жизнью ради абстрактных идей, меня не удивляет.
Да не только ради абстракций. Когда его попрекнули связями с той же Лигой, что противоречило его убеждениям, он обиделся и написал, что не понимает, почему он должен был рисковать собой, его же и так один раз избили.
Леммивинкс, Король Хомячков, я так понял, что вовсе не "еще". Что раньше верить в колдовство было запрещено, но с развитием науки, как ни странно, люди стали верить во все, что только можно и нельзя, и обосновывать колдовство с научной точки зрения. Как раз в это время и начались охоты на ведьм.
Никогда не слышал, чтоб верить в колдовство было запрещено. Правда, мнения, что не верить в колдовство - ересь, тоже, кажется, возникли уже после Ренессанса (сейчас не вспомню, кто же его отстаивал, позор мне)...
Всё-таки решил немного подобрать данных конкретных:
Собор 306 года в Эльвире самым суровым образом осуждает колдовство, ввиду того, что оно возможно лишь в силу возврата человека к идолопоклонству. На этой же точке зрения стояли соборы 314 года в Анкире и 375 года в Лаодикее.
Провинциальный собор 551 года в Элюзе требует наказания плетьми для колдунов низкого и рабского звания.
И даже мой любимый Бернард Ги в XIII веке даёт советы в том числе о допросе колдунов:
Далее о колдунах, прорицателях и заклинателях демонов. Нечестия и заблуждения колдунов, прорицателей и заклинателей демонов бывают самые много- и разнообразные, и они обнаруживаются в разных областях и странах согласно разнообразию выдумок, лживых суждений и тщетных суеверий людей, обращающихся к духовным заблуждениям и демоническим учениям.
Так это и есть отрицание колдовства. Получается, что колдуны вруны или заблуждающиеся.