Впечатления от прочитанного

Космооперу Иара Эльтерруса я прочел в Интернете. Собственно, почему я стал читать эту эпопею: вспомнил некоторые понравившиеся мне образцы этого жанра и решил развлечься. Как оказалось, название "космоопера" по отношению к творению Эльтерруса не совсем точно. Рассказ о космическом ордене Аарн, объединяющих людей, которые хотят странного и не в силах жить в обычном черством мире, читается, действительно, на одном дыхании, но по прочтении романа, когда в сознании восстанавливается способность мыслить и анализировать, передо мной встали некоторые вопросы.
1. Откуда такое противопосталение чистых и светлых аарн низменным и пошлым пашу? Нет, в конце эпопеи герои понимают, что высокомерие никого не красит и вообще заводит в тупик, но для того, чтобы добрым и чистым это понять, потребовалось полторы тысячи лет. Не многовато ли для разумных, которым доступны Сферы Творения?
2. Откуда такое клиническое отношение к сексу? О любви я в данном случае не говорю. Хотя автор упоминает любовь, причем временами довольно причудливую, но она всегда за кадром, словно Эльтеррус не знает, что с ней делать. Но вот когда речь заходит именно о сексе, это либо кошмар, вызывающий отвращение, либо удовольствие, являющееся мучением и проклятием. При этом я не имею в виду насилие, и так понятно, что оно омерзительно, что не мешает автору его живописать и ужасать читателей. Но чем виноват секс? Неужели нельзя просто порадоваться жизни?
3.Как может сочитаться впадение благородных аарн в психошок от убийства даже последнего мерзавца, с пристрастием благородных героев к принципу коллективной ответственности с последующим массовым физическим устранением тех, кто попал под руку?
Но это так, мои придирки. Гораздо больше меня заинтересовало другое. Все начало эпопеи Эльтерруса строится на том, что в тот момент, когда люди не в силах справиться со своими проблемами, с небес раздается голос с космического корабля Ордена Аарн и раз - проблемы оказываются решены! Вы обречены на бой, который проиграете? Не проблема - Аарн разгонят ваших врагов в один миг. Вы не желаете замуж? Аарн заберет вас к себе. Главное, чтобы вы были чисты и вам помогут.
Наверное, это обещание, что придут добрые дяди и тети и решат все ваши проблемы - очень привлекательны. Правда, автор сообщил, что тех, кого орден Аарн счел недостойными, на некоторых планетах попросту убивали, да еще такими способами, от которых могло бы стошнить даже маньяков, но какой же читатель усомнится, что окажись он в той реальности, он неприменно оказался бы достойным стать Аарн. После всего этого, не удивительно, что число читателей Эльтерруса на СИ - более 90 тыс. читателей в год (а если учесть абсурдную статистику Самиздата - то явно больше) и около тысячи просмотров страницы в день. И это при том, что ни сюжет, ни герои, ни язык эпопеи не представляют из себя что-то выдающегося. Строго говоря и оценки, поставленные Эльтеррусу на СИ, это подтверждают, но.... что говорить об оценках? Каким-то образом автору удается воздействовать на простейшие эмоции человека, каким-то образом ему удается повернуть рычажок, начисто лишающий читателей способности мыслить критически. Комическая эпопея написана с таким накалом, что все остальные недостатки и откровенные ляпы проходят мимо сознания. Сопротивляться подобному накалу достаточно тяжко. Манипуляция читателями доходит у Эльтерруса до высшей точки. А я не люблю, когда мною манипулируют. И еще я не люблю терять голову, а творение Эльтерруса именно это и заставляет меня делать.

@темы: рецензия, фантастика

Комментарии
18.07.2009 в 19:47

Я полезных перспектив Никогда не супротив! (С)
Честно говоря, у меня творения этого автора вызывают брезгливость.

И Вы очень верно описали ситуацию с отбором "достойных", "манипуляциями" и отключением критичности. Можно было бы добавить, что именно эти качества и приносят автору столь бешеную популярность у определенного круга читателей. Но я бы сравнила ее с популярностью Кашпировского и К, или скорее с популярностью новых сект. У них общий вектор.
18.07.2009 в 19:58

ygodka , так сектантство здесь цветет пышным цветом. Неудивительно, что даже описание цивиизации Аарн имеет много схожего с описанием секты - уход из мира, деление людей на аарн и пашу, даже то, что эта цивилизация называется "орденом".
Но все равно, кое-что меня сразило. Неужели у нас так много людей, с радостью готовых отказаться от способности самостоятельно мыслить.
И второе. Мне нравится, когда люди пишут эмоционально. Но здесь уже даже не эмоциональность. Здесь идет такой натиск на сознание и чувства, что разум просто сметается с дороги. А это страшно.
18.07.2009 в 20:19

Я полезных перспектив Никогда не супротив! (С)
Анри д_Ор Неужели у нас так много людей, с радостью готовых отказаться от способности самостоятельно мыслить.
-
Вы никогда не были на собраниях новых сект? Я была. Незабываемые воспоминания. Кинг и прочие зомботворители отдыхают. Плюс в Киеве это дело до недавних пор было очень распространено даже на ТВ.
Много. Много больше, чем можно себе представить. Я бы сказала, что как раз тех, кто умеет пользоваться собственными мозгами совсем немного, так как с моей точки зрения, люди, которые обретают себя в секте, в масскульте или в шоппинге друг от друга не слишком отличаются. Кто-то верит в новоявленных богов, кто-то в "звезд", кто-то во все, что говорят по ТВ, кто-то в туфли от Маноло Бланик.

деление людей на аарн и пашу,
Бррррр. Мерзость.

Я тоже люблю ... или любила эмоциональность. Вот теперь даже не знаю в каком времени писать. Только что перечитывала Обломова - там эмоциональности кот наплакал, а который день подряд хожу под впечатлением.
мне кажется, что эмоциональность текстов Эльтерруса - она как высоковольтный разряд тока: действует быстро, эффективно и оглушающе. Но, согласитесь, вряд ли полезно.
18.07.2009 в 20:24

ygodka
Вы никогда не были на собраниях новых сект?
Нет!

мне кажется, что эмоциональность текстов Эльтерруса - она как высоковольтный разряд тока: действует быстро, эффективно и оглушающе. Но, согласитесь, вряд ли полезно.
Это не то, что не полезно, это страшно. Мозги же вышибает. Я когда читал, понял, что пора ставить барьер.
18.07.2009 в 20:40

Я полезных перспектив Никогда не супротив! (С)
Анри д_Ор
Нет!
Так эмоционально.
Но зато Вы прочли Эльтерруса. :rotate:
В Киеве можно было и не ходить никуда. В свое время Белые братья довели киевлян до ручки. Они запросто могли устроить проповедь прямо на улице, с хватанием за руки, обличительными воплями и т.д.
А я, в свое время, писала в газету о церкви Аделаджу (сейчас его, наконец, пытаются судить) и имела сомнительное счастье побывать на собрании. Думаю, людям, которым хочется адекватно написать об средневековых одержимых, стоило бы тоже полюбоваться и убедиться, что их и сейчас полно. И все, все посетители подобных собраний считают себя избранными, а прочих грешниками, с которыми не стоит церемониться. Очень очень удобная позиция. которой так и веет от книг Эльтерруса. Но более того, ею же веет и от правоверных поклонников Эльтерруса. Приходилось сталкиваться, впечатления примерно такие же как и от Белых братьев.
18.07.2009 в 20:47

Нет!
Так эмоционально.

ygodka , это инстинкт :)

Но зато Вы прочли Эльтерруса.
Я думал, это совсем другое. Что-нибудь вроде Мусанифа, Злотникова или Буджолд. Оказалось - нет. А дальше сработала привычка дочитывать все до конца.

В Киеве можно было и не ходить никуда. В свое время Белые братья довели киевлян до ручки. Они запросто могли устроить проповедь прямо на улице, с хватанием за руки, обличительными воплями и т.д.
У нас в этом отношении было гораздо спокойнее. Хоть и приезжали всякие проповедники, но вели себя относительно тихо.
21.07.2009 в 15:37

А он и в инете общается так же - эмоционально:) Его как-то каким-то ветром занесло в мой чулан на СИ, где он разом сделал мне прививку даже от попытки его прочитать.
21.07.2009 в 17:56

Venera_Whiteblack , да, я заглянул в его комментарии и решил, что эмоциональный градус в его обсуждениях превышает допустимый.
24.02.2012 в 22:35

вы что так накинулись на его книги ? Ах да , вас испугало то что вы пашу !
24.02.2012 в 23:01

Гость, а меня, господин аноним, вообще ничего не пугает, и инфантилизм тех, кто боится подписываться, и тех, кто ждет, что их проблемы решит кто-то на небеси. Меня не интересуют детские бредни.
26.02.2012 в 15:10

а в Его книгах и не говорится о том что там на небеси кто то вас спасет. Я тоже не совсем согласен с тем что пишит Эльтеррус, но его книги должны быть. Пришла в голову может и глупая мысль... Если бы группа людей таких как в книге о Аарн, выкупили остров и поселились бы там, дали бы вы и остальные страны жить им спокойно ? Вы тут все про секту пишите, а что такое секта ? А вообще можно много говорить на эту тему. И еще , я не наивный мальчик, прошел Афган, др.горячие точки, бандитизм 90х, но именно такие книги заставляют петь мою душу, стремится к лучшему, пусть в этих книгах и много ошибок. Знаете, одни поклоняются столбу , др.ведру , кто то Иисусу, кто то Аарн, но главное что люди становяся чище , добрее и т.д. А это важнее всего... А , Эльтеррусу , спасибо и низкий поклон...
29.02.2012 в 22:30

Если бы группа людей таких как в книге о Аарн, выкупили остров и поселились бы там, дали бы вы и остальные страны жить им спокойно ?
Если кто-то решился бы на такой выбор - это их проблема, меня это не интересует. Не хотят жить в обществе, пусть живут как хотят.

И еще , я не наивный мальчик, прошел Афган, др.горячие точки, бандитизм 90х,
И дальше что? Какое все это имеет отношение к книгам Эльтерруса?

но именно такие книги заставляют петь мою душу, стремится к лучшему, пусть в этих книгах и много ошибок.
Я в подобных подпорках не нуждаюсь.
03.03.2012 в 12:13

у каждого свой путь , свои интересы.... Даже у взрослого и очень серьезного дяди, есть мечта , может и наивная детская , пусть и спрятана где то далеко и глубоко но есть...а вообще если что то человеку и не нравится , то зачем на эту тему дискутировать ?
04.03.2012 в 22:07

Гость, лично я не дискутирую. Я высказываю свое мнение. Мне этого хватает.
19.08.2012 в 00:04

я обажаю орден Аарн !
19.08.2012 в 00:18

В жизни еще и не такое бывает.