Так как из-за картинок предыдущая запись стала тяжеловатой, открываю новую.
Еще несколько изображений.
Надгробье Генриха Седьмого и Елизаветы Йоркской. Так как фото делалось с близкого расстояние, ощущение, что супруги смотрят в разные стороны.

Еще несколько изображений.
Надгробье Генриха Седьмого и Елизаветы Йоркской. Так как фото делалось с близкого расстояние, ощущение, что супруги смотрят в разные стороны.

да уж чем не предпосылка, желание спасти жизнь
Этого мало, когда нет общего управления. А индивид может бежать и спрятаться, может сражаться, но не может заставить остальных индивидов делать то же самое. А правитель может. Поэтому это некорректные примеры.
Так называемая Галликанская церковь
Так там была ого-го какая предыстория. У Франции всегда были своеобразные отношения с Римом, особенно учитывая авиньонское пленение Пап. Только вот от раздирающих страну религиозных войн это нисколько не спасло.
А я не могу оценивать монархов в отрыве от их деяний. Плохой король - есть плохой король, какой бы белый и пушистый в обычной жизни он ни был.
kate-kapella , вы же сами говорили, что заслуга монарха в умении пободрать советников и окружение. Вот Мария и подобрала таких, что сумели правильно составить брачный договор.
Насколько первые? Брак как церковный институт появился только в 9 веке. Приведите пример, пожалуйста.
Григорий Турский сетовал, что жены епископов вмешиваются в дела общины, а временами забирают в руки немалую власть. Он называл их женами, а не наложницами, это что-то да значит, верно?
А в семнадцатом веке (это конечно, не первые века, но характерен ответ священника), епископ из Рима с потрясением обнаружил, что все католические священники некоторых немецких княжеств женаты и имеют кучу детей. При этом венчались они в церкви. Там вот, когда он стал выкорчевывать подобное безобразие, ему с потрясение ответили, что ведь так повелось издавна, чем он собственно недоволен. Он, кстати, был недоволен простой вещью, что священники занимаются семьей, а не приходом.
Да и вообще, приведите пример хоть одного развода, раз утверждаете, что они существовали.
К примеру, развод Джона Гонта с женой-фламандкой. Она же в свою очередь до этого развелась с предыдущим мужем. А вот Людовик Двенадцатый брак аннулировал. Кажется.
Григорий Турский жил в шестом веке, церковного брака тогда вообще еще не существовало. Жены были по светским законам.
развод Джона Гонта с женой-фламандкой
Стоп... поподробнее, пожалуйста. С кем он развелся? Он был женат до Бланш Ланкастерской?
К тому же вы не учитываете, что юридические формулировки это одно, а надо еще смотреть, как на то же явление смотрели люди, что они под этим понимали. Тогда получится, что сплошь и рядом под аннулированием брака они понимали именно развод, и ведь нельзя сказать, что они были неправы, потому что у разводы были вполне конкретные юридические, политические и бытовые последствия, это касается прав наследников, репутации расторгающих брак, ну и так далее.
К примеру, развод Джона Гонта с женой-фламандкой. Она же в свою очередь до этого развелась с предыдущим мужем.
Канал Viasat-History часто ошибается.
Брак ведь расторгался в двух инстанциях - светской и духовной. Для государства это был именно развод - для него нужен был настоящий повод вроде измены или импотенции, он оформлялся юридически, обговаривался раздел имущества и т. д. Но церковная инстанция брак могла только просто аннулировать. И кстати, хватало и тех, кто вообще этим не заморачивался, особенно если не собирался вступать в новый брак - государство развело и ладно.
Пока Рим был достаточно слаб, разводов было много - достаточно посмотреть 11-13 века, судя по генеалогическим таблицам тогда разводился каждый второй, а некоторые и по два раза. Но чем больше власти набирала церковь, тем сложнее было добиться аннулирования брака. Людовик X ведь так и не сумел законно избавиться от жены, но вот Карл VI все же нашел повод для аннулирования брака.
А потом возникали скандалы, когда люди женились снова, и выяснялось, что развод был только светский.
Из твоего же поста:
Излишне говорить, что такие «саморазводы» церковь осуждала, но на практике они были самым обыденным делом, о котором церковь могла узнать только в случае, если кто-то внезапно обращался в церковный суд, и выяснялось, что брак этот изначально был заключен с человеком, разведенным через договор, а не решением церковного суда.
Только сдается мне, что к временам Тюдоров путаницы стало меньше, ведь все юридические законы были уже доступны на четком английском, а то ведь еще проблем добавляли разные толкования латыни.
А по поводу законности брака Катарины и Генриха я буду знать к концу недели - обязательно расскажу, что Старки накопал.
Из твоего же:
В середине и конце Средних веков развод существовал в двух формах. Во-первых, в случае, когда брак изначально был неправомерен, как в случае, если у одного из супругов где-то существовала уже половина, и это было скрыто. Во-вторых, если пара попадала под один пункт из длиннейшего листа препятствий к браку: генетическое родство или даже родственые связи через браки родственников (самая популярная причина), импотенция супруга, принуждение к браку силой или запугиванием, несовершеннолетие, имеющийся в наличии официальный обет безбрачия, ситуация, когда один из супругов не состоит в христианской вере. Собственно, все эти препятствия сосредоточены на периоде до вступления в брак, они как бы делают этот брак ненастоящим. Эти разводы признавались по принципу «a vinculo», и расставшиеся супруги считались как бы и не всупавшими никогда в брак.
Английский брачный закон был уникален тем, что он рассматривал в числе поводов для развода также и события, которы произошли уже после брака. Например, жестокое обращение было поводом для развода «a mensa et thoro», который давался обижаемой стороне. Собственно, аналог современного «разъезда», когда супруги и числятся супругами, но не живут вместе и не имеют общего хозяйства.
Не признавала католическая церковь разводов. И я пока не нашла ни одного примера обратного (хотя конечно раньше 11 века не смотрела). Максимум - признание брака недействительным из-за отсутствия его фактического закрепления. Но это по сути то же аннулирование брака, да и о детях тут конечно речи быть не может
Ну разумеется, только одной, просто дело как раз в том, что четвертого варианта кроме аннулирования, разъезда и светского развода при сохранении церковного брака нигде не встречается. По крайней мере я о таком ни разу даже и не слышала, хотя тема разводов меня всегда очень интересовала.
В Англии вообще часто женились на вдовах брата. Только законными браки от этого не становились.
Интересная дискуссия, вот только надо определиться, а какими собственно законами здесь руководствоваться. Генрих ссылался на установление Ветхого завета, что "открывший наготу брата своего" ну и т.д. Только он благоразумно, или уж его юристы, не уточняли, что это формулировка относится только к братьям, которые в браке имели детей, а вот если братья умерли, не оставив детей, то действовало другое правило: "Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле." Вот именно поэтому, когда Кранмер обратился в Виттенберг, ему ответили, что брак Генриха и Екатерины абсолютно законен, а лично Лютер молится за благополучие Екатерины.
Но чем больше власти набирала церковь, тем сложнее было добиться аннулирования брака.
Усложнения с вопросами развода или если хотите аннулирования брака, была связано не с возрастающей ролью церкви, а необорот, с появлением у церкви конкурента.
Наместник же святого Петра отказался развести Генриха не по идеологическим (Не признавала католическая церковь разводов), а по политическим причинам.
Максимум - признание брака недействительным из-за отсутствия его фактического закрепления.
При разводе Генриха Четвертого и Маргариты де Валуа, супруги признали, что свершили брак. Но их все же избавили друг от друга.
Интересная дискуссия, вот только надо определиться, а какими собственно законами здесь руководствоваться.
Английские светские законы не совсем следовали Ветхому завету. Тут точно не знаю, но для Генриха это было видимо обоснование для церкви. Тогда как в Англии просто в принципе нельзя жениться на вдовах братьях и на сестрах покойной жены, ну и т. д., список длинный.
Наместник же святого Петра отказался развести Генриха не по идеологическим (Не признавала католическая церковь разводов), а по политическим причинам.
Ну это ясно, мы спорим о формальной стороне. Повод для аннулирования брака у Генриха был, дальше все зависело от доброй воли Папы, как собственно и в любом бракоразводном процессе до него.
При разводе Генриха Четвертого и Маргариты де Валуа, супруги признали, что свершили брак. Но их все же избавили друг от друга.
Они не развелись
Извините, что не мог принять участие в такой дискуссии, но был занят и пока еще занят. Когда окончательно освобожусь, продолжу повествование.