Так как из-за картинок предыдущая запись стала тяжеловатой, открываю новую.
Еще несколько изображений.
Надгробье Генриха Седьмого и Елизаветы Йоркской. Так как фото делалось с близкого расстояние, ощущение, что супруги смотрят в разные стороны.


@темы: история, XVI век, Англия

Комментарии
18.04.2010 в 23:42

Дама, приятная во всех отношениях
Анри д_Ор
да уж чем не предпосылка, желание спасти жизнь
Этого мало, когда нет общего управления. А индивид может бежать и спрятаться, может сражаться, но не может заставить остальных индивидов делать то же самое. А правитель может. Поэтому это некорректные примеры.

Так называемая Галликанская церковь
Так там была ого-го какая предыстория. У Франции всегда были своеобразные отношения с Римом, особенно учитывая авиньонское пленение Пап. Только вот от раздирающих страну религиозных войн это нисколько не спасло.
18.04.2010 в 23:51

Дама, приятная во всех отношениях
Анри д_Ор
А я не могу оценивать монархов в отрыве от их деяний. Плохой король - есть плохой король, какой бы белый и пушистый в обычной жизни он ни был.
18.04.2010 в 23:58

Мария или ее окружение?
kate-kapella , вы же сами говорили, что заслуга монарха в умении пободрать советников и окружение. Вот Мария и подобрала таких, что сумели правильно составить брачный договор.

Насколько первые? Брак как церковный институт появился только в 9 веке. Приведите пример, пожалуйста.
Григорий Турский сетовал, что жены епископов вмешиваются в дела общины, а временами забирают в руки немалую власть. Он называл их женами, а не наложницами, это что-то да значит, верно?
А в семнадцатом веке (это конечно, не первые века, но характерен ответ священника), епископ из Рима с потрясением обнаружил, что все католические священники некоторых немецких княжеств женаты и имеют кучу детей. При этом венчались они в церкви. Там вот, когда он стал выкорчевывать подобное безобразие, ему с потрясение ответили, что ведь так повелось издавна, чем он собственно недоволен. Он, кстати, был недоволен простой вещью, что священники занимаются семьей, а не приходом.

Да и вообще, приведите пример хоть одного развода, раз утверждаете, что они существовали.
К примеру, развод Джона Гонта с женой-фламандкой. Она же в свою очередь до этого развелась с предыдущим мужем. А вот Людовик Двенадцатый брак аннулировал. Кажется.
19.04.2010 в 00:13

Прошу прощение, все потом. У меня возникла срочная проблема.
19.04.2010 в 00:15

Дама, приятная во всех отношениях
Анри д_Ор
Григорий Турский жил в шестом веке, церковного брака тогда вообще еще не существовало. Жены были по светским законам.

развод Джона Гонта с женой-фламандкой
Стоп... поподробнее, пожалуйста. С кем он развелся? Он был женат до Бланш Ланкастерской?
19.04.2010 в 13:18

Интересный спор. Но мне кажется, вы оба не правы. Вы пытаетесь смешать разные понятия. Если нет церковного брака, то нельзя вообще говорить о позиции церкви, разве что о моральных пожеланиях, а не законах. Но раз такой строгий человек, как Григорий Турский называл светских жен епископов женами, а не креймил епископов за сожительство с любовницами, значит, придется признать, что церковь была более практична, чем принято думать. И там где закон появляется, сразу же появляется и лазейка, церковное разрешение. Только упреки реформаторов, что церковь погрязла в грехах, привело о очищению церкви, но автоматически и к ужесточению законов, в том числе и связанных с браком. Началось это со второй половины 16 века и достигло апогея в 19. Но это явно не вся история церкви.
К тому же вы не учитываете, что юридические формулировки это одно, а надо еще смотреть, как на то же явление смотрели люди, что они под этим понимали. Тогда получится, что сплошь и рядом под аннулированием брака они понимали именно развод, и ведь нельзя сказать, что они были неправы, потому что у разводы были вполне конкретные юридические, политические и бытовые последствия, это касается прав наследников, репутации расторгающих брак, ну и так далее.

К примеру, развод Джона Гонта с женой-фламандкой. Она же в свою очередь до этого развелась с предыдущим мужем.
Канал Viasat-History часто ошибается.
19.04.2010 в 13:45

Дама, приятная во всех отношениях
Гость
Брак ведь расторгался в двух инстанциях - светской и духовной. Для государства это был именно развод - для него нужен был настоящий повод вроде измены или импотенции, он оформлялся юридически, обговаривался раздел имущества и т. д. Но церковная инстанция брак могла только просто аннулировать. И кстати, хватало и тех, кто вообще этим не заморачивался, особенно если не собирался вступать в новый брак - государство развело и ладно.
Пока Рим был достаточно слаб, разводов было много - достаточно посмотреть 11-13 века, судя по генеалогическим таблицам тогда разводился каждый второй, а некоторые и по два раза. Но чем больше власти набирала церковь, тем сложнее было добиться аннулирования брака. Людовик X ведь так и не сумел законно избавиться от жены, но вот Карл VI все же нашел повод для аннулирования брака.
19.04.2010 в 17:03

Do or die
Я только слегка вякну, что в разных странах было, видимо, по разному. В Англии, где Рим большой власти никогда не имел, разве что в качестве дополнительной важной инстанции, до конца 15-го века часть семейных судебных дел рассматривалась не в церковных судах. И разводили там. Именно четко разводили при определенных условиях, а не аннулировали брак. Я довольно много писала об этом. Про аннулированные так и писали, что брак аннулирован потому и потому. Но вот как было при Тюдорах, еще не знаю.
19.04.2010 в 17:11

Дама, приятная во всех отношениях
MirrinMinttu
А потом возникали скандалы, когда люди женились снова, и выяснялось, что развод был только светский.
Из твоего же поста:
Излишне говорить, что такие «саморазводы» церковь осуждала, но на практике они были самым обыденным делом, о котором церковь могла узнать только в случае, если кто-то внезапно обращался в церковный суд, и выяснялось, что брак этот изначально был заключен с человеком, разведенным через договор, а не решением церковного суда.
19.04.2010 в 17:33

Do or die
Но ведь это не говорит о том, что церковь не разводила. Да, самые осторожные проводили сложные юридические вопросы и по светской, и по церковной линии. Тот же Джон Гонт. Мало того, что парламентом, так еще и папским указом детей от Катарины узаконил. Но, правда, таки с ограничением в плане наследования престола. А путаница действительно была.
Только сдается мне, что к временам Тюдоров путаницы стало меньше, ведь все юридические законы были уже доступны на четком английском, а то ведь еще проблем добавляли разные толкования латыни.
А по поводу законности брака Катарины и Генриха я буду знать к концу недели - обязательно расскажу, что Старки накопал.
19.04.2010 в 18:01

Дама, приятная во всех отношениях
MirrinMinttu
Из твоего же:
В середине и конце Средних веков развод существовал в двух формах. Во-первых, в случае, когда брак изначально был неправомерен, как в случае, если у одного из супругов где-то существовала уже половина, и это было скрыто. Во-вторых, если пара попадала под один пункт из длиннейшего листа препятствий к браку: генетическое родство или даже родственые связи через браки родственников (самая популярная причина), импотенция супруга, принуждение к браку силой или запугиванием, несовершеннолетие, имеющийся в наличии официальный обет безбрачия, ситуация, когда один из супругов не состоит в христианской вере. Собственно, все эти препятствия сосредоточены на периоде до вступления в брак, они как бы делают этот брак ненастоящим. Эти разводы признавались по принципу «a vinculo», и расставшиеся супруги считались как бы и не всупавшими никогда в брак.

Английский брачный закон был уникален тем, что он рассматривал в числе поводов для развода также и события, которы произошли уже после брака. Например, жестокое обращение было поводом для развода «a mensa et thoro», который давался обижаемой стороне. Собственно, аналог современного «разъезда», когда супруги и числятся супругами, но не живут вместе и не имеют общего хозяйства.


Не признавала католическая церковь разводов. И я пока не нашла ни одного примера обратного (хотя конечно раньше 11 века не смотрела). Максимум - признание брака недействительным из-за отсутствия его фактического закрепления. Но это по сути то же аннулирование брака, да и о детях тут конечно речи быть не может:)))
19.04.2010 в 19:29

Do or die
«a mensa et thoro» - это только одна форма, когда была возможность одуматься и исправиться, и пострадавшая сторона была не против - как в случае с жадным мужем и с мужем-игроком. Но не буду больше спорить, и так флуд устроили.
19.04.2010 в 19:35

Дама, приятная во всех отношениях
MirrinMinttu
Ну разумеется, только одной, просто дело как раз в том, что четвертого варианта кроме аннулирования, разъезда и светского развода при сохранении церковного брака нигде не встречается. По крайней мере я о таком ни разу даже и не слышала, хотя тема разводов меня всегда очень интересовала.
19.04.2010 в 19:52

Вообще-то повод к разводу и искать не нужно было - он существовал с самого начала, и все включая Екатерину Арагонскую это знали. Так что, выставляемая чуть ли не святой матушка Марии с самого начала прекрасно знала, что брак ее незаконный.
В Англии вообще часто женились на вдовах брата. Только законными браки от этого не становились.
Интересная дискуссия, вот только надо определиться, а какими собственно законами здесь руководствоваться. Генрих ссылался на установление Ветхого завета, что "открывший наготу брата своего" ну и т.д. Только он благоразумно, или уж его юристы, не уточняли, что это формулировка относится только к братьям, которые в браке имели детей, а вот если братья умерли, не оставив детей, то действовало другое правило: "Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле." Вот именно поэтому, когда Кранмер обратился в Виттенберг, ему ответили, что брак Генриха и Екатерины абсолютно законен, а лично Лютер молится за благополучие Екатерины.

Но чем больше власти набирала церковь, тем сложнее было добиться аннулирования брака.
Усложнения с вопросами развода или если хотите аннулирования брака, была связано не с возрастающей ролью церкви, а необорот, с появлением у церкви конкурента.
Наместник же святого Петра отказался развести Генриха не по идеологическим (Не признавала католическая церковь разводов), а по политическим причинам.

Максимум - признание брака недействительным из-за отсутствия его фактического закрепления.
При разводе Генриха Четвертого и Маргариты де Валуа, супруги признали, что свершили брак. Но их все же избавили друг от друга.
19.04.2010 в 20:21

Дама, приятная во всех отношениях
Гость
Интересная дискуссия, вот только надо определиться, а какими собственно законами здесь руководствоваться.
Английские светские законы не совсем следовали Ветхому завету. Тут точно не знаю, но для Генриха это было видимо обоснование для церкви. Тогда как в Англии просто в принципе нельзя жениться на вдовах братьях и на сестрах покойной жены, ну и т. д., список длинный.

Наместник же святого Петра отказался развести Генриха не по идеологическим (Не признавала католическая церковь разводов), а по политическим причинам.
Ну это ясно, мы спорим о формальной стороне. Повод для аннулирования брака у Генриха был, дальше все зависело от доброй воли Папы, как собственно и в любом бракоразводном процессе до него.

При разводе Генриха Четвертого и Маргариты де Валуа, супруги признали, что свершили брак. Но их все же избавили друг от друга.
Они не развелись:) Их брак был аннулирован по причине близкого родства. Как обычно. Ну не было разводов.
22.04.2010 в 21:02

Ух ты, 11 записей! Здорово.
Извините, что не мог принять участие в такой дискуссии, но был занят и пока еще занят. Когда окончательно освобожусь, продолжу повествование.